Когда работу получают благодаря сопроводительному письму

Есть случаи, когда сопроводительное письмо просто необходимо, и случаи, когда оно совсем не обязательно, но может выгодно выделить вас из потока однотипных откликов на вакансию. Мы попросили рекрутеров и HR-менеджеров вспомнить примеры, когда сопроводительное письмо сработало как волшебный ключик и помогло кандидату получить желаемую должность.

«Подсветка» нужного опыта

«Мы столкнулись с большим потоком откликов на вакансию по ИТ-направлению, когда искали разработчика, — рассказывает начальник управления кадровой политики Первой грузовой компании (ПГК) Анна Вядро. — К сожалению, большинство из них оказалось нерелевантными, судя по резюме. Некоторые кандидаты не работали с модулями и технологиями SAP, другие мало знали о железнодорожной отрасли и ее специфике (а это было важно). Решающим фактором в выборе одного соискателя стало его сопроводительное письмо, где он «подсветил» свое владение нужными инструментами работы и привел ряд примеров из прошлого опыта. Тем самым кандидат показал нам, что справится с предлагаемым функционалом. Сейчас он успешно работает в ПГК».

Пояснение важного нюанса

«Мы искали сотрудника на должность руководителя проектов, и одним из ключевых требований было знание специализированной управленческой методологии — PMBOK, — вспоминает Ольга Смирнова, руководитель направления по работе с персоналом и трудовым отношениям группы компаний АТОЛ. — У одного из откликнувшихся кандидатов резюме отлично подходило по всем параметрам, кроме одного — в нем не было информации о наличии компетенций в вышеуказанной методологии. Поэтому на его отклик мы отправили отказ. Но этот соискатель повторно откликнулся на вакансию и в сопроводительном письме указал, что необходимые компетенции у него есть, только отсутствует подтверждение — экзамен назначен через месяц. Кандидата пригласили на собеседование, и в результате он получил оффер еще до сдачи экзамена».

Компенсация недостатка опыта мотивацией

Шаблонное письмо в духе «Мне интересна ваша вакансия» рекрутер, скорее всего, пропустит. Эксперт в области T&D Арина Гороховская называет такие письма белым шумом: «Представьте себе: менеджер по подбору листает ленту поступивших за сутки откликов на вакансии и читает сопроводительные письма, написанные в духе: «Увидел вашу вакансию, у меня подходящий опыт, пригласите меня». И так 99 раз подряд... И на этом фоне вдруг что-то такое: «Мой бывший одноклассник работал у вас инженером и с восторгом рассказывал о масштабных проектах вашей компании, один из которых был отмечен федеральной премией в прошлом году. Возможно, мой предыдущий опыт пока не сильно впечатляет. Однако коллеги отмечают такую мою особенность: в самый напряженный момент я умею мобилизоваться и повысить производительность всей команды. Мне кажется, это как раз самое важное при внедрении масштабных проектов. На собеседовании я расскажу о том, какие лидерские инструменты использую для этого, а также попробую доказать, что стану ценным кадром и сделаю всё для того, чтобы ваша (или на тот момент уже наша) компания получила еще одну премию в следующем году». Разумеется, после такого резюме нельзя не пригласить соискателя на интервью!» — уверена Арина.

Анна Ковалева, рекрутер компании «МирТех», вспомнила одно из самых необычных сопроводительных писем, которые получала в своей практике:

«Мы набирали менеджеров по продажам, и нам прислал резюме молодой человек, который только что окончил школу. Обычно мы не берем на работу людей без опыта, да еще таких юных. Но в сопроводительном письме было столько смелости и юмора на грани фола, что я решила пригласить его автора на собеседование. Парень писал примерно так: «Когда я был маленьким, мечтал стать клоуном. С тех пор мои планы на жизнь немного изменились, но я по-прежнему люблю привлекать внимание людей. Я ничего не умею, ничего не знаю, никогда нигде не работал, зато меня все любят и мне легко удается заморочить людям голову. А что еще нужно продажнику? Дайте мне шанс, пожалуйста! Не понравлюсь — уволите!». Парень оказался очень обаятельным и смышленым, мы взяли его на работу и не прогадали. Его детская непосредственность нравилась клиентам».